Отрывок из беседы Михаила Зыгаря с нейробилогом Робертом Сапольски.
М.Зыгарь:
Я был убежден, что любая война не может быть популярной, когда люди сталкиваются с ее последствиями. Но вот на протяжении как минимум последних нескольких месяцев, мне стало казаться, что существует что-то похожее на психологический феномен. Это империализм: то, что людям очень нравится быть частью чего-то, частью чего-то большого, частью чего, что значительно больше них, сильнее их самих, частью огромной великой империи.
И, когда им говорят, сделаем Россию снова великой, сделаем Америку снова великой, люди вдруг чувствуют себя очень счастливыми, и в то же время, если они лишены этого великого, то они сразу начинают испытывать ностальгию. А если, наоборот, их критикуют, и говорят, что они были колониальной державой, они чувствуют себя очень оскорбленными из-за этого; другие народы, другие страны, считают очень неблагодарными, если они не благодарят их за ту помощь, которая якобы была оказана в прошлом.
Хотел вас спросить, какова природа этого чувства. Почему люди хотят так сильно быть частью империи?
Р. Сапольски:
Лично я считаю, что имеет значение в связи с Россией или с США, или с воинствующем исламским миром, это то слово, которое вы использовали: Унижение.
Когда-то это была великая империя. США после II мировой войны или СССР. Тысячу лет назад всем миром правили исламские султаны. И унижение – это желание объединиться с кем-то, кто обещает возвращение прошлого.
Путин, как Вы сказали, полностью живёт в прошлом.
Но в более широком смысле, почему люди становятся конформистами (зависимыми от мнения большинства)? Не все из них это делают, но те, кто делает, как правило отличается типом личности, который построен на любви к иерархии. Им нравятся все ее атрибуты. Если рассматривать все это в психологическом контексте, неуверенность вызывает у них очень сильную тревогу. Они хотят знать кто находится на одну ступень выше и на одну ступень ниже, они хотят знать правила, знать, как им следует взаимодействовать с каждым из уровней. Иерархия использует людей, которых сильно тревожит неопределенность, двусмысленность, которых подкупает и привлекает не только обычный конформизм (приспособленчество), но и самый настоящий тоталитарный конформизм.
Ответы успокаивают многих людей, независимо от того, насколько они соответствуют действительности.
Только очень небольшая часть людей, считают захватывающим и воодушевляющим отсутствие ответов, потому что можно исследовать вопрос самому. Исследование – пугающая вещь для большинства людей, потому что их пугает будущее.
Когда настолько широко пропагандируется возвращение к славе, речь идёт не о том, что однажды нация может снова достичь пика величия, которое она когда-то имела – это не только миф о том, что раньше было все было прекрасно. Это былое величие - миф. А ещё более токсичным является миф, объясняющий, почему величие исчезло: потому что в этом всегда виноват кто-то другой.
Здесь всегда очень много конспирологии. Во всех этих вещах, в ретроспективном взгляде на величие, страх, что ваша социальная группа будет ослаблена чрезвычайно силен, потому что в группе люди получают огромное ощущение силы.
Классические исследования в области нейробиологии, в одном из классических психологических исследований (эксперимент Аша), которое проводилось в 1950-х годах, показало, что если посадить человека рядом и показать ему три линии на клочке бумаги, одна из линий окажется длиннее двух других, и, если вы спросите какая из линий длиннее, 99% людей ответят, эта линия длиннее, это очевидно. И в этом знаменитом исследовании человека усаживали, показывали две одинаковые линии и одну более длинную. Все это делалось в присутствии ещё 10-х человек (эти 10 человек были "подсадными утками", актерами). И сначала спрашивали всех актеров и, все они указывали не на самую длинную линию.
Исследование которое просто ужасает, оно показало, что около 75% (!!!) участников эксперимента в конце концов одергивают себя и в конце концов говорят: «А мне не понятно, почему я так думал». Они принимают точку зрения большинства.
Вовсе не случайно, что это было первое из целого ряда психологических исследований проведенных в конце 50-х годов психологами, которые были беженцами, европейскими беженцами из Европы и пытались выяснить, как черт возьми случилась Германия? Как возник нацизм? Как мог проявится такой конформизм? С тех пор исследования показали, что когда человек говорит: «ну да, это было глупо с моей стороны, я не понимаю почему я так считал, да, это линия самая длинная», то может проявиться в двух формах:
1) Первая форма – это публичный конформизм, при котором он публично говорит, что он ошибался и принимает точку зрения большинства, но при личном общении понимают, что были правы, но они не хотят поднимать шумиху, я был прав, но не считают, что нужно делать из этого проблему. А если провести это же исследование с использованием сканера головного мозга, вы увидите, что в ту секунду, когда все 10 актеров будут говорить, вот она, эта линия самая длинная, участки мозга, связанные с тревогой, страхом, отвращением к себе, миндалевидное тело и островковая кора будут возбуждаться. Это будет продолжаться до тех пор, пока человек не скажет: «да, я не прав, я сам не знаю, почему я так считал, это действительно самая длинная линия» (примет точку зрения большинства), а через час они вам скажут: «это безумие, но ведь нужно как-то найти общий язык с этими людьми».
2) Но, по настоящему страшной разновидностью стала та группа, которая демонстрирует конформизм личный. Вы встречаете их через неделю, через месяц, и спрашиваете, а как же все происходило. И даже месяц спустя они говорят, ну я не знаю, что со мной случилось, почему я так считал, и то, что происходит в их мозгу, во много-много раз интереснее. При каждом заявлении актеров: «ну вот эта линия длиннее других», вы будете наблюдать возбуждение участков мозга, связанных с тревогой, страхом, отвращением, а через несколько минут активируется – участок мозга, связанный с памятью. Вы совершаете попытку перезаписать свою память. Человек говорит себе: «Запомни, на самом деле, эта линия длиннее», и на следующем этапе наблюдается самая удивительная вещь – возбуждение зрительной коры. Вам даже нравится тот участок вашего мозга, который больше всего связан с глазами, который скажет: «помнишь, ты смотрел на это, помнишь, идиот, ты действительно подумал, что эта линия выглядит длиннее, ты на самом деле видел, что эта линия выглядит длиннее, это не просто воспоминание, ты на самом деле видел, что эта линия выглядит длиннее. Отныне и вовеки веков запомни, что это так». Если у вас есть участки мозга, построенные на беспокойстве, восстановлении воспоминаний, реконструкции визуального опыта – это действительно страшная вещь. Ведь именно такой человек будет через месяц и через 30 лет говорить: «да, да, да, война – это мир, правда – это ложь, именно эти люди несут ответственность за все наши проблемы. Именно они и конспирологи. Как только вы заставите свой мозг переписывать собственную память, чтобы устранить тревогу – это будет катастрофой.
Те родители, которые чаще всего придерживаются авторитарного стиля воспитания, поступают именно так. «Делай так! Почему? Потому что я так сказал!» Существует целая вселенная различий между воспитанием: делай что хочешь и все будет замечательно. Делай, что хочешь поскольку мне все равно. Делай как получится. За этим стоит мышление: что я думаю, что ты думаешь.
Стиль воспитания, построенный на таком конформизме, это стиль воспитания, который заявляет, делай так, потому что я так сказал. Так вы сами воспитываете поколение, которое в свою очередь будет воспроизводить тот же стиль воспитания.
#конформизм #приспособленчество #империализм #величие #унижение #тоталитаризм